Привет всем! Меня зовут Борис Филановский, я композитор и музыкальный журналист из Питера. Ниже публикую свою колонку, вышедшую в газете "Хроника" (СПб) в июле 2005 и сильно раздражившую профессоров нашей консерватории. Может быть, будет небезынтересно обсудить ее здесь. Текст писался в заданный объем, так что его категоричность связана с необходимостью быть кратким и с тем, что издание не специальное.
Борис Филановский
Без Шостаковича
Недавно ЮНЕСКО отказалась объявить 2006-й, год столетия Шостаковича – годом Шостаковича.
В нашей стране свято верят в миссию художника. Причем не просто в миссию как объективное историческое значение, а в миссию как сознательно явленное откровение. Во всемирно-историческом значении Шостаковича в России убеждены особо. Примерно так мы верим в победу СССР в войне – и не в саму по себе победу, а в то, что и другие народы относятся к ней так же истово. Победа – действительно святое, но вот если спросить адептов великого композитора, почему именно Шостакович так важен для музыки планеты Земля, ответы будут тоже почти религиозные. Шостакович – наше все, и пока что это официальная культурная линия. Понемногу она охватывает и Шнитке – но дело не в именах, а в том, что государство здесь ведет отчетливую монотеистическую политику. Культурой управляют типологические монотеисты. Державное величие они предпочитают развитию инфраструктуры, поклонение святым мощам – воспитанию и поддержке новых имен, вывоз ходкой культвалюты – оживлению отечественной атмосферы. В контексте этого монотеизма нетрудно понять, почему для его жрецов Шостакович поныне актуален и главное – почему его актуальность вовсе не ограничивается историческими и нравственными аспектами – скажем, трагедией художника в лживом обществе. В конце концов, сегодняшнее общество почти столь же лживо, как и то, в котором жил Шостакович, хоть его лживость и иного свойства.
Воздействие Шостаковича на русскую музыку было и остается колоссальным. Оно идет не только по линии филармонического культа. Шостакович становится частью слуха не потому только, что он великий композитор. Его идиомы доросли до идеом, а их создатель – до символа ушедшей эпохи. Поскольку русским не до всякой там семиотики, символ они принимают за икон, от которого до иконы одна буква. А икону не трожь, DSCH ее писал и нам завещал. Якобы. Шостакович – священная корова, которой поклоняются при обучении композиторов. Почему не слышно новых имен? Потому что по всей стране в консерваториях сидят ученики Шостаковича, очные и заочные. Им сейчас по 70-80 лет, и у них весь чердак зарос DSCH. Сколько молодых да ранних они перепортили, преподавая по 30 лет! А ведь всякому коллеге Дмитрия Дмитриевича по роду занятий положено сомневаться в чьем бы то ни было мессианстве и крушить иконы, хотя бы у себя на чердаке.
Скажете, это все специальные вещи, которые не должны волновать обывателя? Да, но вот проблемы архитектурного, например, образования не касаются обывателя ровно до того момента, пока он не вышел на улицу. Конечно, «вопросы архитектуры» социально насущнее «вопросов музыки» – тропа в обитель звуков неземных или даже в лавку паленых дисков по 70 р. вьется, как правило, меж продуктов зодчества. Музыка вообще отстает от смежных искусств – исторически и социально, везде и всегда. Кстати, отчасти поэтому в современной серьезной музыке еще сохраняется понятие о мастерстве, образовательный ценз и прочие модернистские пережитки. Другое дело, что у нас эти безусловно достойные вещи не просто сохраняются. Они охраняются. Причем снизу, монотеистами-шестидесятниками. Нет, пора заканчивать с культом Шостаковича – в отличие от его музыки, по большей части нетленной, культ давно уже сгнил.
Убей в себе DSCH. Молодцы они там в ЮНЕСКО.
Мне не вполне ясно, каково назначение материала и каков, так сказать, информационный повод.
Кроме того, в тексте, увы, ничего не говорится о том, как ЮНЕСКО мотивировало отказ. Насколько мне известно, 2006 год назван годом Моцарта - у него тоже юбилей. В масштабах планеты Шостаковичу с Моцартом тягаться невозможно. Только и всего.
И все-таки алкоголик Мусоргский нам дороже трезвенника Кюи...
Е. Колобов
Да, вы правы, но это скорее вопрос, который мог бы задать мне редактор "Хроники". Но не задал Это был именно инф. повод, предлог – никак иначе я не мог написать о том, о чем написал. Мне на самом-то деле не очень интересна кухня ЮНЕСКО. Давайте говорить по существу.
Извините, я не хочу показаться грубым, но для чего Вы это написали? Заказ, или просто выплеск эмоций? Если последнее, Вас можно понять, учитывая то, что Вы тоже композитор. Что, конечно, не означает, будто я с Вами согласен...
Убей в себе DSCH. Молодцы они там в ЮНЕСКО…. Мне на самом-то деле не очень интересна кухня ЮНЕСКО. Давайте говорить по существу.
Для ясности, в цитировании следовало отрубить хвост Вашей статье. Иначе создается впечатление, что Вас, действительно, волнует ЮНОСКО.
Вопрос для нашей страны коренной и... неразрешимый. Поэзия, исполнительство, театральная режиссура, управление страной... Только с годами, накапливающими исторические коллизии, все это приобретает более изощренный вид, проникая в более тонкие сферы.
Пойду поищу у Музеля - у него про это тоже есть .
Кстати, прочитав статью, я с ней, скорее, согласилась. Но вот когда стала анализировать варианты ответов, чтобы выбрать для себя, тут и полезли противоречия. Т.е., всплыла философская сторона вопроса.
Я не музыкант, не имею никакого отношения к искусствам- обыватель в чистом виде, к которому Вы взываете.
Вопрос обывательский.
Если вы так беспокоитесь, что не слышно и не видно молодых композиторов - так кому, как не Вам бросить всю свою пылкость и энергию, знания , таланты и ходить, слушать, искать, найти и расказать нам о них?
Уважаемый 8u8.
Если вы так беспокоитесь, что не слышно и не видно молодых композиторов - так кому, как не Вам бросить всю свою пылкость и энергию, знания , таланты и ходить, слушать, искать, найти и расказать нам о них?
На нас свет клином, к сожалению не сошелся .
Несколько лет Борис Филановский ежегодно проводит в Санкт-Петербурге Пифийские игры - соревнование композиторов, каждый раз под новым девизом.
В этом году они здесь анонсировались. Я была. Исключительно интересно. Отличный интеллектуальный и духовный тренинг. Для релаксации не годится до тех пор, пока новая музыка не будет нами внутренне "устаканена" и не будет узаконена как классика . Здесь напрашивается аналогия: грузим балласт для остойчивости, но в то же время он утежеляет и замедляет движение. Вопрос в определении золотой серидины: сколько необходимо балласта, чтобы все же двигаться вперед. Потому как жизнь, являясь процессом, все же во главу угла ставит движение. А уж остойчивость - только необходимое условие. Ткскзть атребуты и аксессуары .
мебель складная трансформер – это современное и удобное решение для тех, кто ценит функциональность, экономию пространства и стильный дизайн. В данной статье мы рассмотрим особенности и преимущества...
Кресло-качалка, пожалуй, один из самых узнаваемых символов уюта и релаксации. В эпоху, когда современная мебель в Ташкенте все чаще ставит акцент на минимализме и функциональности, старое доброе...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
25.04.2024, 11:57
Приобретение недвижимости является одним из самых важных и серьезных решений в жизни каждого человека. Покупка квартиры в новостройке предоставляет возможность получить жилье по своему вкусу и...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
25.04.2024, 11:57
Социальные закладки