Re: Мой Скрябин самых честных правил, когда не в шутку занемог..
Извините, что влезаю, но не кажется ли вам, что все эти разговоры про Скрябинскую беспомощность, бедность фактуры, неяркие оркестровки, это все просто вопрос вкуса. Кому-то не нравится, кому-то это представляется верхом музыкального движения начала века. Я бы с удовольствием поговорил на эту тему. На мой взгляд не стоит все кроить академическими мерками (это про оркестровку и пр). "Поэма экстаза" далеко не каша!!! Просто послушайте исполнение ее оркестром Светланова. Немтиновское "Предварительное действо" - прекрасное творение, завораживает.... Причем всех критиков сразу хочу предупредить, что я сам отнюдь не фанат Скрябина, мне Рахманинов ближе
Re: Мой Скрябин самых честных правил, когда не в шутку занемог..
Сообщение от ~PETROVICH~
Очень интересно, что было бы с музыкой Скрябина, не умри он в 1915 году в возрасте 43 лет?
Вообще, для любого художника (в широком смысле) - важно, когда умереть.
Если умираешь слишком быстро, то не успеешь сделать всё нужное и достаточно прославиться. Если - слишком поздно, то есть опасность всем надоесть и деградировать. Мне кажется, вовремя умереть - важный составляющий фактор для любого великого мастера.
Скрябин - велик, а потому умер вовремя. Но музыка его жива. Это лучше, чем наоборот.
Muzyka, kotoruju AN napisal do smerti zhivyot v nashih umah i serdcah, ona velika i genialna. Vy, Crow, ne znaete, shto by on napisal potom. Shtoby esho napisal Pushkin, Tchaikovsky, Rafael, Schubert, Chopin.
A deti Beslana, mozhet oni tozhe, vovremya umerli, da?
Re: Мой Скрябин самых честных правил, когда не в шутку занемог..
Kino, ситуация такова, что все мы умрём, вовремя или нет. А обсуждать это, возможно, будут другие люди после нас. Или не будут.
Говоря о "художнике", я имею в виду создателя, творца, дух. Художник, имея бренное тело, всегда останавливается в какой-то момент. Такова природа.
Ведь даже тот, кто создал Землю, природу и человека, тоже остановился в какой-то момент, и вовремя, иначе мы бы с Вами сейчас не общались. Следуя Вашим рассуждениям, можно только догадываться (или ужаснуться?), что было бы, если бы творец вселенной (как системы) продолжал творить дальше? Нашлось бы вообще место человеку, и какому человеку, или существу?
Музыка Скрябина создана, хороша и гениальна только здесь, сейчас, в данной системе, именно такая музыка, какая есть, и для тех людей, какие есть. Если люди были бы бессмертны, то была бы совсем другая музыка, - в другом месте, в другое время и в другой системе.
Мне кажется, композитор, живущий долго, лет 200-300, мог бы написать много хорошей музыки, например, для шарманки.
Великие мастера, наоборот, жертвовали своей жизнью ради своего искусства, их собственная физическая жизнь была для них второстепенна по сравнению с тем, чтО они создавали. Шедевр - это рывок, выброс энергии, самопожертвование, и это, как правило, противоречит возможности долго прожить.
Последний раз редактировалось Crow; 08.09.2005 в 00:14.
Re: Мой Скрябин самых честных правил, когда не в шутку занемог..
Гаккель пишет о Скрябине Рихтера:
*****************
Зимой 1964—1965 годов пианист на протяжении двух недель непрерывно концертирует в Москве. Сонаты Бетховена, Этюды-картины Рахманинова, Скерцо Шопена, «Отражения» Равеля и — Скрябин, незабываемый рихтеровский Скрябин. Рихтер играет Шестую сонату Скрябина колдовски, иначе это не назо вешь: плотное звуковое марево стоит над залом, стоит не движно, не колеблемое ни единым движением воздуха — разве что на миг, в заключительной партии... Медленно течет поток времени; звучащая форма словно огибает круг за кругом. Но вы почти физически ощущаете, как круг за кругом накаляется звуковое тело, как скапливается жар под недвижным покровом формы. И вот уже сама форма словно растворяется в горячем тумане бесконечности. Волхвование, гипноз! Вы заворожены, вам душно, вы чувствуете себя внутри какого-то перламутрового шара, из которого нет выхода, ибо нет прямых линий, — это шар! . . Ни один пиа нист в мире — мы утверждаем — не воплотил с такой полнотой скрябинскую идею «формы — шара», идею абсолютного единства музыкального пространства, как это сделал Рихтер в Шестой сонате, ни один не воплотил так полно Скрябина — нет, не мя тежного, не человеческого — космогонического! Рихтеровская Шестая — космос, бесстрастный и раскаленный, и в Шестой Рихтер сильнее Софроницкого, мятущегося, переменчивого, сильнее всех скрябинистов! ***************
(конец цитаты)
Могу только согласиться и пожалеть о том, что эта цитата не подвернулась мне раньше в инете.
Re: Мой Скрябин самых честных правил, когда не в шутку занемог..
Ув. Forward, позвольте поинтересоваться: Вы статьи Гаккеля сканируете или сами набираете? А то я не успеваю прочесть в одном топике, как в другом уже новая цитата появляется.
Re: Мой Скрябин самых честных правил, когда не в шутку занемог..
Уважаемый Дмитрий Ларош,
Категорически не согласен с Вами по следующим пунктам:
Вообще, всем настоятельным образом рекомендую книгу Сабанеева "Воспоминания о Скрябине". На мой взгляд - лучшее из того, что доступно к прочтению о Скрябине на сегодняшний день.
Нет. Не лучшее. Сабанеев НЕ понимал Скрябина. Это видно хотя бы по тому, что он его в сатанисты записал. Из-за Чёрной Мессы? Как примитивно...В книге Сабанеева очень много отсебятины, и вкладывания в уста Скрябина того, что тот никогда не говорил и сказать не мог.
Эдакий Соломон Волков начала века. Вы пишете, что НА ВАШ ВЗГЛЯД -это лучшее, что доступно к прочтению о Скрябине. Разумеется, я уважаю Ваше право так считать, но со своей стороны рекомендую читать его (Скрябина) письма. Многое в них выглядит совсем не так, как у Сабанеева.
Так вот - еще и до знакомства с книгой Сабанеева я был убежден, что философские идеи Скрябина - это в значительной степени фуфел.
Сабанеев мои мысли лишь подтвердил, но об этом после. Достаточно посмотреть на облик Скрябина, (кстати говоря - вспомним его его астеническую конституцию!) чтобы засомневаться относительно адекватности его титанически-демонических идей.
Этот Ваш тезис просто не выдерживает критики. Мало ли было и есть людей с "астенической конституцией", кои имели, и имеют "титанически-демонические идеи". И среди музыкантов, и художников, и политиков и полководцев и дирижёров. Что-то, видать, в этой "конституции" есть...
А назвать "фуфелом" идеи, которые Вам не близки, или не до конца ясны с точки зрения человека начала 21 века- не достойно Вас, Дмитрий.
Вспомним, в какой среде происходило становление Скрябина. Вспомним, каким был быт и обычаи Скрябина - это даже не набивший оскомину fin de siecle, это махровое мещанство в самых прискорбных его проявлениях.
No comments.
Скрябин уникален еще и своей малограмотностью. Советские музыковеды исписали тысячи страниц в обоснованиях скрябинской оркестровки )) Сабанеев упоминает, что справочниками по оркестровке для Скрябина служили карманные партитуры Рихарда Штрауса - нашел, с кого брать пример! Эта абсолютная оркестровая и тембровая беспомощность Скрябина прямо-таки умилительна. Взяв в рки партитуру "Поэмы экстаза" на бумаге все кажется просто потрясающим. А в оркестре - одна бесконечная мутная каша... )
"Мутная каша" в оркестре Скрябина происходит исключительно по вине недобросовестных дирижёров, или недостатка репетиционного времени. Переслушайте запись Поэмы Экстаза Светланова, или Мравинского. Они очень разные,но "мутной каши" я там не услышал. Оркестровка Скрябина великолепна и роскошна. Её ОЧЕНЬ трудно сделать в оркестре, но не невозможно.
Впрочем, если для Вас и Р.Штраус не владел оркестром, то ,видимо, мне не стоит пытаться Вас переубеждать, ибо говорим мы, по-видимому, на совсем разных языках.
Забавно, но Сабанеев отмечал, что Скрябин не понимал и половины из того, чего читал в книгах Блаватской. Более того - и о философии он имел самое поверхностное представление. Короче, типичный "мещанин во дворянстве".
Как зло. За что так? Понимал он Блаватскую, и совсем не плохо понимал. Вы почитайте хотя бы дневниковые записи Скрябина о том как он вывел свою строго обоснованную теорию взаимоотношений цвета и звука из достаточно примитивного тезиса Блаватской о том, что цвета и звуки не могут не находиться в зависимости друг от друга.
Одним словом, Дмитрий, если бы я не читал Ваших других постов, я бы подумал, что пишет озлобленный студент первого курса муз. училища, который возненавидил Скрябина за то, что... не смог его сыграть.
Но я знаю ваши очень интересные посты в других потоках, и посему весьма озадачен.
Да, Стравинский и Шостакович, (к примеру) не переваривали Скрябина, но ведь достаточно великих музыкантов, которые его музыку уважали и уважают.
И не за теософские убеждения (или,если хотите, заблуждения) автора сегодняшние музыканты ценят и почитают его, а за тот огонь, который его питал, и который его в конечном счёте и сжёг.
Не прыщик- так под авто бы угодил, или большевики бы расстреляли. Он свою миссию выполнил, оставив нам в наследство мечты о Мистерии. Ни больше, ни меньше.
Простите, если был резок, но ведь и Вы выражений не выбирали.
Re: Мой Скрябин самых честных правил, когда не в шутку занемог..
Не могу не снять шляпу перед Forward за цитату о 6 сонате с Рихтером. Я и сейчас, спустя 25 лет, помню тот стул, в который впечатался, слушая винил с той записью.
Изо всех сил сдерживаю комментарии по поводу потока, но не могу удержаться от ассоциации по поводу "лучше всех скрябинистов".
Рихтер в старом фильме на вопрос о его отношении ко французской "Шестёрке" отвечает, что "в любом движении важно только одно - участвует ли в нём гений".
Это полностью относится к "скрябинистам". Масштабу Скрябина на сегодня соответствует только один пианист. Он - гений и он не входит в число "скрябинистов".
Современные компании, независимо от их размера и отрасли, сталкиваются с необходимостью оптимизации своей работы, повышения производительности и гибкости. Один из самых эффективных инструментов для...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
10.10.2025, 08:01
Чат-платформы для офиса: альтернатива почте и телефонуМногие компании привыкли строить рабочую коммуникацию через электронную почту и телефонные звонки. Но эти инструменты часто оказываются слишком...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 16:44
Ансамбль дома: график репетиций, когда в квартире собака
Домашние репетиции ансамбля – это всегда баланс между качеством музыки, комфортом соседей и заботой о питомцах. Если в квартире живёт собака,...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 14:03
Социальные закладки